Бренд «Астраханская вобла», считающийся на наряду с черной икрой и арбузами визитной карточкой Астраханской области, может перейти в разряд деликатесной продукции как осетровые виды рыбы и черная икра. Запасы воблы в России находятся в депрессивном состоянии – уловы этого вида рыбы снизились за последние 100 лет в 100 раз до 1 000 тонн.
Состояние запасов воблы в Астраханской области - единственном регионе России, где добывается эта рыба, - близко к критическому и находится на уровне 22 000 тонн. При этом еще в начале нулевых этот показатель почти в 2,5 раза выше - 54 000 тонн. Это привело к том, что с каждым годом отраслевая наука снижает размер общего допустимого улова воблы: если в 2021 года он был 1410 тонн, в 2022 - 1310, а в текущем – 1110 тонн. При этом был период, когда уловы этой популярной рыбы измерялись сотнями тысяч тонн – за более чем сто лет наблюдений они снизились в 100 раз до 1 000 тонн.
«Ситуация с добычей воблы имеет все признаки «осетрового кризиса». Напомню, из-за тотального браконьерства в 90-е поголовье осетровых в Каспийском море уменьшилось в 38 раз, а на Волге — в 15. С 2015 года добыча этого виды рыбы запрещена, а запасы поддерживаются только за счёт искусственного воспроизводства. Тоже самое может произойти и с промыслом воблы – одной из самых популярных и «народных» видов рыбы, своего рода символом России. И, хотя тотальное браконьерство - не единственная причина происходящего, она является основной», - рассказал президент ВАРПЭ Герман Зверев.
По оценкам КаспНИРХа, сегодня объем браконьерского улова воблы превышает официальный вылов в 2,5 раза и составляет порядка 2 500 тонн. Под видом любительской и туристической рыбалки ведется нелегальная предпринимательская деятельность. Цель таких «бизнесменов» – выловить как можно больше рыбы и вывезти ее за пределы региона для легализации и последующей продажи. Кончено, не вся браконьерская продукция вывозиться за пределы Астраханской области – такую продукцию можно встретить на местных рынках и других точках уличной торговли.
«Это очень рентабельный бизнес. Например, в марте оптовые цены за килограмм мороженной воблы были на уровне 250 рублей, а вяленной – 950 рублей, что сопоставимо с ценами на лососевые. При этом расходы на браконьерский промысел минимальны и исчисляются несколькими десятками тысяч», – рассказал Герман Зверев. Он отметил, что легальный вылов воблы настолько зарегулирован, что некоторые предприятия просто не осваивают положенные им объемы во избежание административного пресса.
По словам Германа Зверева браконьеры используют максимально жесткие «методы» добычи – она осуществляется в местах нерестилищ воблы, где «любители и туристы» ради удовольствия вылавливают не только половозрелые особи, но и мальков. Наиболее хищнический метод, который набирает популярность среди браконьеров, – это добыча электроудочками. Он предполагает электрический удар, в результате которого умирают все особи находящиеся в диапазоне действия разряда, а «ненужную» рыбу браконьеры оставляют гнить прямо в водоемах, загрязняя их токсинами.
Все это происходит на фоне обмеления Каспия, которое само по себе ведет к снижению запасов рыбы. По разным оценкам, 100 лет назад уровень Каспийского моря был на 1,8-2 метра выше, чем сегодня. В 30-е годы ХХ века уровень понизился на 1,5 метра, а в период с 1978 по 1995 год произошел подъем на 2,7 метра. Начиная с 2005 года уровень воды снижается на 10 сантиметров в год. По оценкам ученых, этот процесс продолжится и в такой ситуации своевременные и достаточные сбросы воды – критически важное условие для поддержания необходимого для нереста и нагула рыбы уровня воды», – отметил Герман Зверев. По его словам, особую значимость это имеет именно для нереста воблы.
По мнению президента ВАРПЭ, ситуация с запасами воблы требует серьезных административных решений на самом высоком уровне. «Во-первых, необходимы комплексные меры по регулированию любительской и рекреационной рыбалки, предусматривающие в том числе контроль объема вылова. Во-вторых, необходим строгий контроль доступа к нерестилищам в период нереста рыбы, когда она максимально «доступна» и беззащитна. В-третьих, необходима комплексная программа выбросов воды в соответствии с периодами нереста рыбы. «Ситуация действительно критическая и требует серьезных административных решений. Без этого воблу ждет также учесть, что и осетровых и сиговых», - констатировал Герман Зверев.
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников была основана в 1994 году