Открытое правительство предлагает изменить контроль за бизнесом в сфере рыболовства. Об этом говорится в письме министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова в Минэкономразвития (копия письма есть у «Известий»). В частности, Михаил Абызов предложил четко разграничить полномочия при проверках в данной сфере между ФСБ, ФТС, Россельхознадзором и Росрыболовством, а также проводить проверки с помощью риск-ориентированного подхода и отменить устаревшие требования к предпринимателям. Участники рынка ущерб от дублирующих требований оценили в 10 млрд рублей в год.
Правительство проводит реформу контрольно-надзорной деятельности. Она включает введение риск-ориентированного подхода к проверкам бизнеса. Он подразумевает под собой анализ рисков, которые касаются конкретного предприятия. Все проверяемые объекты разделяются на шесть категорий опасности и проверяются в зависимости от количества рисков, которые они несут.
Именно по такому принципу Открытое правительство предлагает проверять предпринимателей в сфере рыболовства. Об этом говорится в письме Михаила Абызова в Минэкономразвития (копия есть у «Известий»). Так, в прошлом году пограничные службы на Дальнем Востоке выявили более 5 тыс. нарушений в сфере рыболовства, основная доля которых приходится на нарушение процедурных норм. Зачастую такие нарушения не имеют общественной опасности и не наносят ущерба экономике страны.
Также Михаил Абызов указывает на необходимость четкого разграничения полномочий при проверках между ФСБ, ФТС, Россельхознадзором и Росрыболовством. Сейчас эти четыре органа могут прийти к предпринимателю и проверить практически одно и то же, пояснили в Экспертном совете при правительстве.
— С учетом большой правовой неопределенности рейдовых проверок, осуществляемых в рамках нескольких видов контроля, сохраняется избыточная административная нагрузка на предпринимателей, что в значительной степени влияет на снижение финансовых показателей рыбной отрасли, — отметил в беседе с «Известиями» Михаил Абызов.
Предлагается провести и ревизию всех требований к предпринимателям в области рыболовства и отменить неактуальные. Например, сейчас рыболовные суда обязаны проходить специальные контрольные пункты при входе и выходе из исключительной экономической зоны (район моря, расположенный за официальной морской территорией страны, но прилегающий к ней). Потери предпринимателей от перехода из контрольного пункта в район промысла составляют более 1 млрд рублей в год.
По мнению члена Экспертного совета при правительстве Александра Брагина, снижение административного давления на бизнес в сфере рыболовства вряд ли приведет к росту браконьерства.
— Сплошными проверками история с браконьерами не решается. Сейчас проверки сплошные, а браконьерство процветает. Риск-ориентированный подход в своей идеологии говорит, что регулятор должен проводить проверки там, где есть риски нарушений, и снижать их, — отметил Александр Брагин.
По оценке президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Германа Зверева, ущерб бизнеса в сфере рыболовства от неактуальных требований составляет порядка 10 млрд рублей.
— Например, сейчас пограничные службы проводят проверки всех судов, которые прибывают с уловом на берег. То же самое затем делает Россельхознадзор, чтобы выдать необходимые сертификаты. То есть эти функции абсолютно дублируют друг друга, а для того, чтобы пройти физический досмотр, суда должны стоять в очереди. Это может занимать несколько суток, — рассказал Герман Зверев.
В пресс-службе ФТС «Известиям» сообщили, что взаимодействие с Открытым правительством по вопросам реализации реформы контрольно-надзорной деятельности осуществляется в постоянном режиме. В ФСБ, Россельхознадзоре, Росрыболовстве и Минсельхозе не ответили на запросы «Известий» на момент сдачи материала в номер. В пресс-службе МЭР сообщили, что получили письмо и вопрос прорабатывается.
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников была основана в 1994 году