ВАРПЭВсероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров

ФАС сообщила о возможной монополизации рынка добычи краба и отдельных видов рыбы

Эксперты службы считают, что к такому результату может привести грядущее распределение инвестиционных квот

Перераспределение квот на добычу краба и отдельных видов рыбы на конкурсах в рамках второго этапа инвестиционной программы может привести к "недопущению, ограничению и устранению конкуренции". Такая оценка приведена в официальном письме из Федеральной антимонопольной службы в Минсельхоз, подписанном заместителем руководителя ФАС России Сергеем Пузыревским. Оценка дана в рамках подготовки к заседанию правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса, которое назначено на 25 июля. Копия письма есть у "Ведомостей". В Минсельхозе его получение подтвердили.

Закон о втором этапе программы инвестквот был принят в конце 2022 г. В ее рамках предполагается перераспределить 50% всех прав на добычу краба и 24% - минтая, сельди и ряда других видов рыбы на Дальнем Востоке. Первый этап прошел в 2018-2020 гг., тогда через аукционы разыграли 50% квот на вылов краба и 20% - на рыбу. Взамен инвесторы обязались построить 64 рыбопромысловых судна и 41 краболов, а также 27 рыбоперерабатывающих заводов. На данный момент сдано 16 судов и 25 предприятий. В Росрыболовстве ожидают, что по итогам второго этапа, торги по которому по плану должны начаться в 2023 г., будет построено еще 45 судов и 17 заводов.

В письме говорится, что по сумме двух этапов будет перераспределено 100% квот на добычу краба и 44% - отдельных видов рыбы: "Это может привести к сосредоточению у отдельных групп лиц большого объема прав на вылов водных биоресурсов и привести к монополизации отрасли".

Возможная монополизация грозит разрушением отрасли при введении полномасштабных санкций против наиболее крупных квотопользователей, обращали внимание эксперты Счетной палаты еще в конце 2022 г. в заключении на проект закона. В пресс-службе палаты на вопрос о сохранении такого риска сообщили, что "все было изложено в соответствующем заключении".

Введение антимонопольных санкций может привести к остановке экспортных отгрузок и доступа к валюте, на которые ориентирована рыбопромышленная отрасль, объясняет собеседник в одной из рыбопромышленных компаний.

По итогам 2022 г. крупнейшим владельцем квот на вылов водных биоресурсов (всех видов) была ГК "Норебо" - 715 000 т, подсчитали "Ведомости" на основе открытых данных. Ее доля составляет 17% от общегодового допустимого улова (ОДУ) в 4,32 млн т. В самой компании отказались от комментариев. На втором месте "Гидрострой" - 512 000 т, или 9%. Третью позицию занимает Русская рыбопромышленная компания (РРПК, ранее принадлежала предпринимателю Глебу Франку) - 338 000 т (8%). На четвертом месте - "Океанрыбфлот" - он добывает 328 000 т (7,6%). В РРПК перенаправили вопросы в группу компаний "Русский краб", в двух других компаниях на запросы не ответили. 

По оценкам Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), квоту на вылов минтая имеют 136 пользователей, однако нет ни одного игрока с суммарной долей более 20%. По словам президента АДМ Алексея Буглака, сложно прогнозировать, как повлияет на ситуацию второй этап распределения инвестиционных квот, но концентрация будет усиливаться. Применительно к минтаю вероятность сосредоточения квот в руках одного игрока в объеме 50% маловероятна, считает Буглак.

Источник в одной из рыбодобывающих компаний указывает, что в квотах не до конца учтен результат первого этапа инвестиционной программы, поскольку права на добычу предоставят только после завершения строительства объектов, а с этим даже у крупных компаний возникают сложности.

В Северо-Западном рыбопромышленном консорциуме (владеет правами на добычу 17 100 т краба в этом году - это 16,04% от ОДУ) заявили, что компания планирует участвовать во втором этапе распределения квот по крабу, поскольку у компании для проведения аукционов изымают права на добычу, которую она ранее уже купила на торгах. Председатель ее совета директоров Дмитрий Озерский согласен, что в данном случае речь идет не о развитии конкуренции, а о консолидации водных биоресурсов в руках нескольких крупных участников. 

Александр Сапожников, гендиректор ГК "Русский краб" (владеет квотами на добычу 11 820 т, что составляет 11,08% от ОДУ на 2023 г.), считает, что на Дальнем Востоке риски монополизации отрасли минимальны, поскольку сектор добычи краба в достаточной мере сегментирован. Крупные компании вынуждены будут участвовать во втором этапе - иначе они будут терять права на добычу, которые имели по "историческому принципу", объясняет источник в одной из рыбодобывающих компаний. 

И все же риски монополизации отсутствуют, считает президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (объединяет структуры РРПК, "Русского краба", ГК "Норебо" и For Group) Алексей Осинцев. По его словам, права на добычу, например, краба на Дальнем Востоке распределены между 15 группами лиц. При этом ни одна группа не владеет больше чем 15% квот. Это также ниже уровня монополизации, установленного в законе "О защите конкуренции", - 35%, заключает Осинцев. При превышении доли на рынке в 35% ФАС начинает контролировать действия субъекта, в частности следить, чтобы он не допускал за счет своего монопольного положения повышения цен и искусственного дефицита товара, следует из разъяснения ФАС. 

В Минсельхозе заявили, что при принятии закона о втором этапе программы инвестквот обсуждались все возможные риски. В Росрыболовстве добавили, что все конкурентные процедуры на втором этапе будут проходить "с учетом открытости". Там также уточнили, что при реализации первого этапа не было жалоб от инвесторов на нарушение конкурентных процедур.

Правительство может установить максимальный объем квот, контролируемый группой лиц, рассказал "Ведомостям" представитель ФАС. По его словам, таким образом позиция службы была учтена. Но источник в одной из рыбопромышленных компаний объясняет, что закон содержит лишь возможность установки ограничения - в реальности прописывать максимальную долю не планируется, поскольку против выступают крупные компании.

Закон уже принят и обсуждать саму идею перераспределения квот бессмысленно, считает управляющий ГК "Доброфлот" Александр Ефремов. При этом, по его словам, сама по себе процедура аукциона не ограничивает конкуренцию, но в данном случае у широкого круга инвесторов отсутствуют возможности для участия в них. 

Глава Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев говорит, что в данный момент невозможно прогнозировать распределение квот по итогам второго этапа. По его словам, для этого необходимо завершить первый этап, т. е. построить все запланированные суда.

Укрупнение бизнеса через изъятие ресурса и есть экономический смысл всей программы инвестквот, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. По его мнению, происходящее представляет частный случай более общего явления - холдингизации агробизнеса в России. "В мировом рыболовстве, наоборот, сохраняется существенная доля малого бизнеса. Отказ от принципа многоукладности может привести к негативным последствиям, например усилению пресса на запасы рыбы из-за использования сверхмощного флота и сокращению поставок охлажденной рыбы в регионы", - считает Зверев.

Вернуться к списку
Новости по теме
30 лет ассоциации

Всероссийская ассоциация рыбопромышленников была основана в 1994 году

70 участников
В ВАРПЭ входит 70 крупных участников-партнёров — лидеров рыбопромышленного рынка
90% рыбы в РФ
Доля ВАРПЭ в ежегодном улове рыбы в территориальных водах РФ составляет более 90%
Материалы Юридического форума НО «ВАРПЭ»
Узнайте подробнее о последних аспектах в сфере рыбной юриспруденции
Узнать больше