ВАРПЭ не согласилась с прогнозом Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, согласно которому рыбохозяйственный комплекс получает мощную поддержку от снижающегося курса рубля. Президент ВАРПЭ Герман Зверев считает, что фактор девальвации неверно оценивать в отрыве от более мощных факторов – пандемии коронавируса, которая уже привела к «обвалу» потребительского спроса.
Как сообщили «Ведомости», Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка оценил влияние пандемии коронавируса и ослабления рубля на сельское хозяйство. По данным центра, на аграриев будут влиять три основных фактора: снижение курса рубля, изменение потребления и разрыв глобальной цепи поставок в связи с ограничениями передвижения между странами, указывает издание. Как отмечено в материалах исследования РСХБ, валютный фактор оказывает влияние на нескольких уровнях и в основном положительное - растет конкурентоспособность экспортеров и происходит стимулирование импортозамещения – но в отдельных случаях у производителей повышаются издержки. Исходя из степени влияния перечисленных факторов, в РСХБ проранжировали отрасли АПК - влияние оценивалось по шкале от -2 до + 2 баллов. В топ-10 отраслей, на которые кризис оказывает скорее положительное влияние, попал рыбохозяйственный комплекс (1 балл).
По данным РСХБ, экспортоориентированные отрасли, то есть производство зерна, масличных и продуктов их переработки, а также рыбохозяйственный комплекс получают мощную поддержку от снижающегося курса рубля. Их продукция становится более конкурентоспособной на мировом рынке. Россия находится ближе к импортирующим регионам Дальнего и Ближнего Востока, Средней Азии, чем большинство мировых экспортеров, и менее подвержена риску разрыва глобальных производственно-сбытовых цепочек, считают в Россельхозбанке. Такой прогноз «перспектив» развития рыбной отрасли расходится и с данными Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, и ведущих исследовательских центров.
В беседе с «Ведомостями» президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев отметил, что на рыбную отрасль коронавирус и девальвация будут влиять негативно.
«Исследование Россельхозбанка основано на методологически неверном посыле: фактор девальвации неверно оценивать в отрыве от более мощных факторов – пандемии коронавируса. Потребительские настроения во всем мире существенно меняются (можно изучить исследование BCG «COVID-19 – Срез потребительских настроений №1: российские потребители – новая реальность») и рыбопродукция не находится в топе потребительских предпочтений», - считает глава ВАРПЭ.
По данным исследования BCG и РОМИР, проведенного в апреле этого года, уровень обеспокоенности российских потребителей остается высоким из-за опасений, связанных как со здоровьем, так и с их финансовым положением. 2/3 респондентов настроены пессимистично относительно будущего российской экономики и оценивают свое финансовое положение как неустойчивое. Потребители учатся жить в режиме самоизоляции и готовятся экономить. Так, по 90% категорий продуктов и услуг наблюдается снижение потребительского спроса – это больше, чем на других развивающихся рынках (кроме США и Италии). Сокращение расходов планируют все возрастные группы, причем «миллениалы» в большей степени, чем «поколение Z» и «бэби-бумеры».
Как отметил Герман Зверев, МВФ кардинально изменил прогнозные оценки развития мировой экономики – World Economic Outlook. Если в январе 2020 года эксперты МВФ прогнозировали в 2020 году рост глобального ВВП на 3,3%, то в апрельском прогнозе они прогнозируют, что глобальный ВВП сократится в 2020 году на 3%. Согласно прогнозам МВФ, ВВП развитых стран в 2020 году снизится на 6,1%, тогда как ранее прогнозировался рост в 1,6%. Экономика Китая – один из крупнейших мировых рынков сбыта рыбопродукции – может показать подъём в 1,2%, но это в пять раз ниже ранее прогнозируемого увеличения китайской экономики (6%). МВФ ожидает снижения ВВП в России на 5%.
Прогнозы МВФ совпадают с оценками других ведущих исследовательских центров: в 2020 – 2021 годы мировая и российская экономика существенно «просядет», что повлияет и на реальные располагаемые доходы населения, и на потребительский спрос. Так, консалтинговая компания McKinsey прогнозирует спад мировой экономики в 2021 году на 3,8%, Институт ВЭБ.РФ – на 2,1%. В мировой экономике с высокой степенью вероятности прогнозируется полномасштабный, примерно двухгодичный циклический кризис, который продлится до 2022 года. В указанном случае спад ВВП в 2020 году может составить 3 – 3,3% (из них дополнительные потери от карантинных мероприятий составят не менее одного процентного пункта), в 2021 году – 0,8 – 1%, а 2022 год пройдёт в условиях «околостагнации» – +0,3 – 0,6% ВВП, постепенное ускорение экономики начнётся не раньше 2023 – 2024 годов (+1,5 – 1,8% и +1,8 – 2,2% соответственно). Инвестиции будут сокращаться быстрыми темпами: в 2020 году сокращение составит 7,5 – 8%, в 2021 году – 2 – 2,5%. Рост инвестиций начнётся не ранее 2024 года. С учётом ажиотажного спроса в первом квартале и резкого сжатия доходов населения в условиях самоизоляции спад товарооборота в 2020 году составит не менее 2,5 – 3%, в 2021 году следует ожидать коллапса потребительского кредитования и снижения товарооборота еще на 1,7 – 2%. Динамика продаж потребительских товаров перейдёт в рост не ранее 2022 года.
При этом по прогнозу ЦМАКП, нельзя исключить вероятность более жёсткого кризиса. В этом случае рецессия окажется более масштабной: уже в 2020 году спад может составить 6,7 – 7% (из них 1,8 – 2 процентных пункта – из-за карантинных мероприятий), в 2021 году – спад ВВП составит 1,8 – 2,2%. С учётом карантина и жёсткой коррекции в сфере потребительского кредитования в шоковом варианте следует ожидать трёхлетнего снижения товарооборота. В 2020 году оно может составить 5,5 – 6%, в 2021 году – 3,7 – 4%. В 2022 году можно ожидать околостагнационной динамики потребления товаров, а рост потребительского товарооборота начнёт медленно возрастать в 2023 – 2024 годы. По данным Сбербанка, потери потребительского спроса в апреле текущего года уже превысили 1 трлн. рублей (0,9%).
«Некоторые параметры «обвала» потребительского спроса схожи с тенденциями 2008 – 2009 годов. «Сжатие» потребительского спроса в 2008 – 2009 годах привело к существенному «торможению» финансовых показателей отрасли. В 2010 году темпы прироста отраслевого сальдированного результата снизились в 15 (!) раз, причем объём инвестиций не превышал 5% отраслевой выручки и не являлся существенным фактором нагрузки на финансовое состояние предприятий», - считает Герман Зверев.
Кроме того, по мнению президента ВАРПЭ, авторы исследования Россельхозбанка не сделали и комплексного исследования всех последствий девальвации. Девальвации рубля приведёт к увеличению расходов на судовое топливо, которые номинируются в валюте. При этом в связи с введением с 1 января 2020 года новых требований к используемому жидкому топливу на судах, цены на него в основных портах снабжения уже увеличились в среднем на 20%. Учитывая, что доля затрат на топливо в себестоимости добычи водных биологических ресурсов составляет в среднем 20%, себестоимость продукции из ВБР увеличилась в среднем на 4,5%, а стоимость фрахта судов – на 2%. Произойдёт удорожание инвестиционных проектов: удорожание импортного оборудования, аналогов которому в России нет, для строящихся рыболовецких судов и береговых рыбоперерабатывающих заводов.
«По итогам 2020 года и в течение 2021 года прогнозируется существенное «торможение» показателей отраслевой выручки и отраслевого сальдированного результата. Прогноз отраслевой выручки по итогам 2020 года составляет 370 млрд. рублей, при этом налоговые изъятия составляют 59 млрд. рублей, инвестиционные расходы и обслуживание кредиторской задолженности (включая банковские гарантии «инвестиционных квот») – 50 – 55 млрд. рублей, дополнительные расходы, связанные с использованием низкосернистого топлива, – 5-6 млрд. рублей», - констатирует Герман Зверев.
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников была основана в 1994 году